АМДПР: в 2020 г. доля продаж импортной мебели в России упала до 20-летнего минимума
Продажи мебели в России в 2020 г. остались на уровне 2019-го и составили 539,6 млрд руб., об этом сообщает Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР).
На долю мебели отечественного производства пришлось 57,9% продаж или 312,4 млрд руб., импортной — 42,1% или 227,2 млрд руб.
2020 г. российский мебельный рынок закончил снижением на 0,4%: в 2019 г. было продано мебели на 541,5 млрд руб., в 2020-м — на 539,6 млрд руб. Причем стоимость производства мебели в России в 2020 г., несмотря на пандемию и жесткие ограничительные меры выросла по сравнению с 2019 г. на 6,8%. Основной объем продукции мебельные предприятия выпустили во втором полугодии, после снятия локдауна и разрешения на работу мебельных магазинов и салонов. Если в январе-июне российские мебельщики произвели продукции на 89,6 млрд руб., то в июле-декабре — на 136,7 млрд руб.
При этом 2020 г. ознаменовался рекордным падением продаж импортной мебели. Хуже зарубежная мебель продавалась лишь в 2000 г. — ее доля была 38%, в последующие же годы доля импорта не опускалась ниже 47%.
«Взрывной рост объемов производства мебели начался в июне, после открытия специализированных офлайн-магазинов, — говорит президент АМДПР Александр Шестаков. — Он был спровоцирован как отложенным спросом, так и сменой паттернов потребительского поведения. Люди, запертые по домам на несколько месяцев, оценили значение удобной эргономичной мебели для жизни и после снятия запрета на работу мебельных магазинов стали менять старые диваны и кресла на новые, более современные и качественные. Еще одним драйвером роста спроса на мебель стала невозможность туристических поездок: деньги, которые раньше были бы потрачены на путешествия, люди вложили в обновление интерьеров и обстановки квартир, домов и дач».
Однако снижение доходов населения и, как следствие, сокращение платежеспособного спроса привели к тому, что средний чек покупки сократился на 15—20%. Объем производства мебели в натуральном исчислении в 2020 г. вырос на 15,2% по сравнению с 2019 г.
«Впервые за последние несколько лет рост рынка в товарном исчислении в 2,5 раза превысил индекс роста в финансовом выражении, — поясняет Александр Шестаков. — Это означает, что люди стали больше покупать, но преимущественно дешевую мебель».
В структуре выпускаемой продукции серьезных изменений в 2020 г. не произошло. Как и ранее, наибольшей популярностью в пандемийный год пользовались мягкая и кухонная мебель: на долю этих сегментов пришлось 20% и 17% от общего объема производства соответственно. Несколько сократился объем выпуска бытовой корпусной мебели — с 28,5% в 2019 г. до 25% в 2020-м, зато на 2% увеличилась доля производства мебели для сидения.
По прогнозу АМДПР, такого ажиотажного спроса на мебель, как во второй половине 2020 г., уже не ожидается: покупательная способность населения сократилась. Кроме того, на рынке сложились объективные предпосылки для небольшого, в пределах 5—7%, роста цен: в 2020 г. серьезно, на 15—20%, подорожали импортные комплектующие, а мебельные предприятия в кризис практически исчерпали запас внутренних ресурсов, который позволял им сдерживать рост цен в последние несколько лет. В целом, считает Александр Шестаков, в 2021 г. российский мебельный рынок вырастет в пределах докризисных значений, на 10—12%, и одним из драйверов роста станет сотрудничество со строительной отраслью в части вывода на рынок полностью готового жилья с отделкой и меблировкой.
comments powered by HyperComments